Россия – Дальний Восток: 400 лет вместе — связь времен и народов

Россия – Дальний Восток: 400 лет вместе — связь времен и народов

17.02.2024 16:22:00 (GMT+12)

Россия – Дальний Восток: 400 лет вместе — связь времен и народов
И это один из серьезнейших факторов, связанный с сегодняшним оттоком русскоязычного населения с Дальнего Востока России. И не только населения, прибывшего на Дальний Восток в период его индустриализации, не только старожильческого населения, чьи предки пришли сюда еще в 17-м столетии, но и коренного населения — особенно в районах Крайнего Севера, районах традиционного проживания коренных северян.

И поэтому вопрос об историческом наследии, исторической памяти является краеугольным для Дальнего Востока России.

Природное наследие Дальнего Востока, которым мы справедливо гордимся, — это наследие, которое воспринимается визуально и воспринимается всеми, кто обладает зрением, не требуя каких-то особых дополнительных усилий.

Историческое наследие — наследие уникальное, индивидуальное, которое приходит только со знаниями. Это наследие нематериальное. Это наследие духовное.

И если человек не владеет знаниями об историческом наследии, то и этого наследия как бы для него и не существует.

И тогда человек, живущий на Дальнем Востоке, не ощущает своей сопричастности к той великой эпохе землепроходческого движения, которое сподвигло наших предков на преодоление огромных расстояний от Уральских гор до Тихого океана. И он не воспринимает этот исторический процесс, как свою личную связь через предков с теми великими событиями, которые легли в основу прирастания России Сибирью.

Проект «Россия – Дальний Восток: 400 лет вместе — связь времен и народов», который является совместной разработкой Якутского и Камчатского отделений Русского Географического общества, нацелен как раз на то, чтобы перевести историческую теорию открытия и освоения дальневосточных просторов в плоскость практическую — историю ее заселения и освоения конкретными людьми, патриархами и поныне существующих на Дальнем Востоке России старинных родов казаков, крестьян, промышленных и торговых людей, церковно-и священнослужителей.

Первая задача, которую ставит перед собой этот проект — это пробуждение родовой исторической памяти.

Вторая задача — восстановление родовых цепочек и осознание жителями Дальнего Востока через историю своего рода свою личную (через предков) причастность к большой Истории.

В настоящее время во Владивостоке, в издательстве «Дальпресс» готовится к выходу моя книга «Тайны якутских фамилий», в которой представлена история почти пяти сотен поколений якутских казаков, носителями фамилий которых, полученных при крещении в православие, являются сегодня сотни тысяч коренных жителей Республики Саха(Якутия) и других дальневосточных регионов — якутов (саха), юкагиров, эвенов, чукчей, коряков, камчадалов.

История освоения Сибири и Дальнего Востока – это не только военные столкновения, конфликты, бунты местного населения, которыми переполнены современные исторические трактаты о модном фронтире. Я всегда в качестве примера об истории ПИСАННОЙ (документальной) и НЕПИСАННОЙ (которая существует на самом деле) привожу бывшую Русскую Америку — Аляску и Алеутские острова.

Об ужасах русского насилия на этой земле кто только не писал. И спустя 150 лет нас должны были там коренные жители Аляски по меньшей мере не любить, по большей мере — ненавидеть. И каленым железом выжечь о нас любую память, судя по тем фактам, что хранится в истории ПИСАННОЙ.

Но в 1991 году впервые на Аляске побывала наша камчатская делегация. В это время на полуострове Камчатка не было НИ ОДНОЙ действующей православной церкви. А на Аляске и Алеутских островах в это же самое время действовало более 80 храмов Русской Православной Церкви, службу в которых несли коренные жители Аляски.

Вот вам пример истории писанной — которая создается на основе письменных источников — официальных отчетов, судебных разбирательств, челобитных жалоб и доносов.

И история неписанная — история добра, уважения и любви, которые являются естественной принадлежностью всех наших народов России, не исключая и русских «колонизаторов». И именно эта — НЕПИСАННАЯ, но ЖИВАЯ — история и определяет истинное отношение других народов и к нашей стране, и к нашему народу. И об этом стоит всегда помнить.
История Дальнего Востока России, как и история всей нашей великой Сибири, — это движение и закрепление, прежде всего, казачьих (а затем и крестьянских) РОДОВ.

Вперед — вслед, за ермаковскими казаками — дедами, перешагнувшими за Камень (Уральские горы) и воздвигшие первые города-крепости Верхтурье, Березов, Тюмень, Тобольск, шли их сыновья – тобольские и березовские казаки, основавшие сначала Томск, а затем Енисейск. Их сыновья – внуки казаков Ермака Тимофеевича — 225 казаков из Тобольска, пятьдесят из Березова и сотня из Енисейска – стали ядром освоения территории Якутского воеводства, окончательные границы которого установил в 1697 году Владимир Владимирович Атласов, или, как назвал его Александр Сергеевич Пушкин, камчатский Ермак.

Мы, жители России, как правило, знаем историю Дальнего Востока исключительно по походам и географическим открытиям, связанными с именами Пояркова, Хабарова на юге, Дмитрия Зыряна и Михаила Стадухина на севере, Дежнева и Атласова на северо-востоке.

Но это были только еще пунктиры основных направлений, по которым началось не только открытие, но и освоение и заселение новообретенных территорий.

А что мы сегодня знаем об истории заселения этих мест? О тех первичных родовых гнездах, откуда выпорхнули на дальневосточный простор их дети и внуки, расширяя сферу своего влияния, своего участия в жизни этого северного дальнего региона.

Кто они первопоселенцы зимовий и острогов, которые не просто обживали эти северные земли — а врастали в местные народы, становясь их родовой частью, перенимая лучшее из местных традиций и делясь с коренными народами тем лучшим, что имели сами.

Кто такие сахаляры?

Рыжеволосые великаны с голубыми глазами, говорящие исключительно на якутском языке.

Или кто такие камчадалы русской крови, мамки которых — коренные камчадалки, а отцы — казаки, крестьяне, священники, которые за 200 лет проживания в островной, по сути, Камчатке, стали частью единой семьи ее народов?

А кто эти самые их отцы, откуда они прибыли, какая связь сохранилась у них с их исторической родиной?

Я приведу пример с представителями одного только казачьего рода, патриарх которого, крепкий семьянин, прибыл в Сибирь во времена Ермака Тимофеевича и служил в Тобольске в атаманах.

Сегодня, благодаря участнику нашего проекта, исследователю истории своего казачьего рода, — потомку атамана Ивана Савельева Дурыни Сергея Евгеньевича Дурынина мы можем воссоздать историко-географическую картину участия казаков только одного этого тобольского рода в истории открытия, освоения и заселения сибирских и дальневосточных территорий.

Так вот казаки Дурынины (они же — Шестаковы по Шестаку Дурынину и Корниловы — по Корниле Дурынину) участвовали в открытии Колымы вместе с Михаилом Стадухиным, а потом в его походе с Колымы на Анадырь, оттуда на Гижигу, Тауй, Охотск и Якутск. Казаки Дурынины осваивали Камчатку, участвовали в морских походах в Русскую Америку, защищали Петропавловский порт в 1854 году. Другая их часть — Корниловы — участвовали в обороне Албазина и служили в нерчинских казаках на юге, а также защищали ясачных коряков от чукотских набегов на севере в гарнизонах Анадырского острога и Тигильской крепости.

Благодаря таким вот нашим исследованиям, историческая память может вернуться и к представителям тех пятисот фамилий, о которых мы рассказываем в книге «Тайны якутских фамилий».

Но это только еще решение (далеко не полное) первой из задач нашего проекта.

В настоящее время мы приступили к решению второй из задач — расширить географические и исторические рамки проекта с Якутии, откуда начался процесс освоения и заселения Дальнего Востока, на весь дальневосточный регион, который связан этими живыми родовыми корнями, о существовании которых, к сожалению, даже не догадываются многие из старожилов Дальнего Востока.

Приведу только один пример — Петровское зимовье, Николаевский, Мариинский, Константиновский на Амуре и Муравьевский на Сахалине, военные посты, с которых началось освоение южных дальневосточных наших земель, создавали казаки Охотска, Якутска, Гижигинска, Иркутска и Камчатки, имена которых нами сегодня полностью восстановлены.

Этот процесс расширения историко-географических рамок нашего исследования мы намерены реализовать во втором томе, книги «Тайны якутских фамилий» над которым в настоящее время работаем.

Уверен, что с помощью всех, кто сегодня присутствует в этом зале, и для кого предстоящий юбилей 400-летия Дальнего Востока — это не только торжественная юбилейная дата, а — совершенно уникальная летопись великих исторических событий, связанных с деятельностью наших предков, не останутся в стороне от этой работы и по мере сил и возможностей помогут в ее реализации.

Спасибо за внимание!

Сергей ВАХРИН.
Камчатка, 14 мая: итоги дня

14.05.2024 19:12:30 (GMT+12)

Камчатка, 14 мая: итоги дня