Исследователь религий Андрей Забияко предостерег от обвинений шамана Александра Габышева в сектантстве и обмане

Исследователь религий Андрей Забияко предостерег от обвинений шамана Александра Габышева в сектантстве и обмане

25.09.2019 22:32:33 (GMT+12)

Исследователь религий Андрей Забияко предостерег от обвинений шамана Александра Габышева в сектантстве и обмане
Главный редактор научного журнала «Религиоведение», профессор Андрей Забияко предостерег от обвинений так называемого якутского шамана Александра Габышева в сектантстве и религиозном обмане своих сторонников.

Габышева, который отправился пешком из Якутии в Москву, был задержан 19 сентября в Бурятии. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Он находится под подпиской о невыезде. Ранее несколько шаманов из Бурятии усомнились в том, что Габышев действительно является шаманом. Встретив его на границе республики с Забайкальским краем, они пытались не пустить его в регион.

«Шаманизм — не жестко кодифицированная система и никогда ею не был, и определить, является человек шаманом или нет, со стороны невозможно. Какие-то очень условные иерархии или обряды посвящения в шаманы могут существовать в локальных этнических группах, и здесь, безусловно, бурятские шаманы не могут судить о достоверности шаманов якутских или эвенкийских либо наоборот. Я бы воздержался от негативных оценок религиозной деятельности Габышева, так как у него может быть небольшая, пусть даже пять или шесть человек, группа последователей, для которых он является духовным авторитетом, и девальвация его до уровня „интернет-фейка“ может быть расценена ими как оскорбление религиозных чувств», — сказал религиовед в беседе с корр. ТАСС.

Забияко отметил, что не обладает достаточным эмпирическим материалом, чтобы утверждать о создании Габышевым деструктивной секты. «Основным критерием в данном случае могло бы являться наличие жесткого авторитаризма внутри данной группы, но подобных сведений у меня нет. Если не было этого или других принятых в науке признаков секты, то и нет оснований говорить о ее существовании», — добавил он. Его коллега, профессор Забайкальского госуниверситета Артем Жуков отметил и тот факт, что в публичном пространстве не появлялось каких-либо сведений о существовании у Габышева и его сторонников общих религиозных воззрений, отправления ими каких-либо обрядов.

МНЕНИЯ БУРЯТСКИХ ШАМАНОВ

При этом руководитель религиозной общины шаманов «Тэнгэри» из Бурятии Баир Цырендоржиев, который был в числе тех, кто пытался не пустить Габышева в Бурятию, заявил ТАСС, что не считает его шаманом. «Он при встрече с нами на границе Бурятии и Забайкальского края сам чуть не проговорился, что не шаман. Я с 27 лет учусь, это очень большой путь, который занимает почти всю жизнь, в процессе которого узнаешь себя, людей, мир животных, мир растений, духов. А как он говорит про себя — три года был в лесу наедине с собой и стал шаманом — это бред», — заявил бурятский шаман.

В начале лета стало известно, что Габышев, который называет себя «якутским шаманом-воином», отправился пешком из Якутии в Москву. По пути его следования проводились митинги оппозиции, причем, к примеру, в Чите в организованной сторонниками Габышева санкционированной акции протеста участвовали как коммунисты, так и активисты либеральных партий. В Бурятии задержание сторонников шамана стало одной из причин несанкционированных митингов.

Как ранее сообщил ТАСС координатор правозащитной организации «Правозащита Открытки» Алексей Прянишников, Габышеву провели комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, заключения пока нет.

(ТАСС).