"Не от хорошей жизни": порты Ванино и Советская Гавань отчалят от Хабаровского края?

"Не от хорошей жизни": порты Ванино и Советская Гавань отчалят от Хабаровского края?

08.11.2019 13:17:04 (GMT+12)

"Не от хорошей жизни": порты Ванино и Советская Гавань отчалят от Хабаровского края?
20 октября Хабаровский край отпраздновал 81-ю годовщину со дня образования. Дата не круглая, но торжества были впечатляющими – со множеством приглашенных, различными мероприятиями. Регион был образован в 1938 году после разделения Дальневосточного края на два отдельных субъекта: Приморский и Хабаровский края.

Однако в 1938 году новообразованный регион, Хабаровский край, значительно отличался от того, каким мы видим его сегодня. В его составе не было важнейших морских портовых территорий – Советско-Гаванского и Ванинского районов, последний в то время входил в состав Советско-Гаванского, получив статус отдельного муниципалитета только в 1973 году.

Как сообщается на официальном сайте Советско-Гаванского муниципального района, в состав Хабаровского края он вошел значительно позже 1938 года – в 1948 году.

Многие историки спорят до сих пор о причинах вхождения Советской Гавани (вместе с портовым же Ванино) в состав Хабаровского края десятилетие спустя после образования региона. Однако бесспорно то, что инициаторами изменения административно-территориального деления тогда выступили военные. Зачем? Ну, кому же в те годы военные объясняли мотивы своих решений: секретность была повсеместно, а уж в Минобороны тем более. Да и вряд ли кому-то пришло бы в голову искать причины у советского Минобороны тех лет. Все объяснили государственной необходимостью.

Однако факт остается фактом: ещё 10 лет после создания Хабаровского края в его составе не было морских портовых районов – Ванино и Советской Гавани. Сегодня дискуссия вновь ожила. Вернутся ли Ванино и Советская Гавань в состав Приморья, не потеряет ли Хабаровский край другие портовые территории?

Многие эксперты, даже в 80-х годах XX века, говорили о том, что присоединение морских портовых стратегических районов Приморья к Хабаровскому краю было ошибкой. Слишком разная структура экономики. Заводской, речной Хабаровский край всегда имел несколько иные задачи, нежели портовое морское Приморье.

Хабаровские власти во все времена мало понимали значение крупных морских портов. В приоритете всегда был промышленный заводской Комсомольск и, конечно, Хабаровск. В Ванино успешно развивалась и развивается до настоящего времени только портовая зона. Жители Ванинского района если и видят что-то хорошее, то созданное исключительно крупным бизнесом, который работает на территории морского порта. Бизнес строит и содержит современные спортивные объекты, оснащает оборудованием больницы и школы. Краевые власти на перспективный район, на который к тому же распространен режим «Свободный порт Владивосток», особого внимания не обращают.

Но если в Ванино, благодаря крупному портовому бизнесу, есть хотя бы работа, то в Советской Гавани дела идут неважно с момента распада СССР. Примечательно, что период наиболее значительного экономического развития, создания социальной инфраструктуры приходится именно на время принадлежности к Приморскому краю – это и судоремонтные заводы, и школы, детские сады и больницы, и железная дорога, и многое другое.

«Хабаровский» период почти ничем значительным не запомнился, разве что крупными федеральными проектами – вводом в эксплуатацию железной дороги, например.

После распада СССР в Советской Гавани рухнули практически все производства – судоремонтные заводы, швейная фабрика, колбасный и молочный заводы, многое другое. Не получила развития и портовая зона. Не помогли ни статус международного порта, полученный в 2000 году, ни режим порто-франко, полученный недавно – грузооборот порта Советская Гавань в 2018 году составил «копеечные» 598,5 тыс. тонн. При этом порт глубоководный, естественные глубины позволяют заходить крупнотоннажным судам.

Однако инфраструктура порта морально устарела еще в советское время, развития, которое могло бы быть, нет и в ближайшие годы не предвидится. Новое правительство Хабаровского края, нарушая все законы здравого смысла, ссорится с немногочисленным местным портовым бизнесом ради утопической пиар-идеи «спасения» Советской Гавани от угольной пыли.

Но, учитывая смехотворный грузооборот местного порта, проблема процентов на 99% надумана и раздута. А вот бизнесу, которому краевые власти бесконечно ставят палки в колеса, приходится туго. Причем, не только угольщикам. Журнал «Дальневосточный капитал» пишет, что от взбалмошных поступков губернатора Сергея Фургала, запретившего пользование железнодорожным тупиком в поселке Октябрьский соседнего Ванинского района, а также движение большегрузов по единственной трассе «Советская Гавань – Монгохто», связывающей два района, страдают целые отрасли: строители, лесозаготовители и прочие.

И в Ванино, и в Советской Гавани и раньше периодически возникали разговоры о том, что отделение от Приморья было ошибкой, которую не худо было бы исправить. В последнее время, в виду стагнации экономики Хабаровского края в целом, такие разговоры звучат все чаще.

«Я, как житель побережья Татарского пролива, был бы не против, если бы Советская Гавань и Ванино вновь вернулись в состав Приморья. Смешно читать, что наши морские, портовые, рыбацкие районы получили статус «свободного порта Владивосток». Считаю, раз Владивосток – нужно вернуть наши территории в морское и портовое Приморье. Да и военным морякам было бы сподручнее иметь территориальное подчинение напрямую, минуя сухопутный Хабаровск. Я более чем уверен, что при возвращении Ванино и Советской Гавани в Приморье жизнь на побережье активизируется, учитывая особенности наших территорий, схожесть экономики портовых морских районов», - поделился мнением житель Советской Гавани Сергей Петров.

В телеграм-каналах периодически в последнее время появляются сообщения, свидетельствующие о том, что тема возвращения Ванино и Советской Гавани в родной приморский край вновь ожила. Один из телеграм-каналов («Барахло») даже высказал предположение, что, ввиду стагнации экономики Хабаровского края, для него это будет даже благом, поскольку станет проще справляться с многочисленными финансовыми проблемами. Авторы также предположили возможность присоединения самого депрессивного района Хабаровского края, тоже морского и портового – Охотского – к Якутии, поскольку республике нужен морской порт для арктических проектов.

О изменении в административно-территориальном делении России не по административным, а по социально-экономическим принципам говорит с 2018 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, идея отражена в «Стратегии пространственного развития» страны. Так что сама идея, как видим, не нова. К тому же, в случае с морскими и портовыми Ванино и Советской Гаванью речь идет даже не о создании чего-то нового и непонятного, а о возвращении старого и логичного.

«В российской правовой истории были случаи слияния субъектов – Корякии и Камчатки, например. Были случаи вхождения в состав РФ – Крым. Тема с раздроблением субъекта на части весьма непроста в реализации. Не готов сказать, насколько это предусмотрено действующим российским законодательством, нужно смотреть более предметно. Укрупнять субъекты можно, в данном случае речь пойдет о Приморье. А дробить субъекты, насколько я знаю, нельзя. Но мы живем в интересное время. В конце концов, можно говорить об ошибках советского и постсоветского периода. Пример – выделение из состава Хабаровского края в качестве самостоятельного субъекта ЕАО, что никаких положительных результатов не дало. И эксперты давно говорят о необходимости возвращения ЕАО в состав Хабаровского края, либо, в силу печального экономического состояния данного субъекта, о присоединении её к более экономически стабильной Амурской области. В этом смысле вполне можно говорить и о возвращении Ванино и Советской Гавани в состав родного Приморья. К тому же, гипотеза о возможном разделении Хабаровского края может вызвать интерес у части населения и элит, поскольку позволяет изменить экономическое положение одного субъекта, не ухудшая положения другого. И речь не только о Ванино и Советской Гавани. Например, северные территории Хабаровского края интересны Якутии, как плацдарм для выхода к морю. Речь об Охотском, а, возможно, и Николаевском районах. А Хабаровскому краю они, по большому счету, не так уж и нужны. Опять же – крупные налогоплательщики активно меняют налоговую прописку, покидая Хабаровский край. Если, опять же, говорить о Ванино и Советской Гавани, то там протест, способный вылиться в активизацию процессов покидания Хабаровского края, существует, преимущественно среди интеллектуальной и экономической элиты, понимающей, что вхождение в Приморский край для данных территорий выгодно во всех отношениях, они даже по ментальности схожи», - поделился мнением региональный представитель Российской ассоциации политических консультантов в ДФО Даниил Ермилов.

Приморью, основой экономики которого являются именно порты, тоже наверняка будет интересно вернуть в свой состав Ванино с его стремительно развивающейся портовой зоной и перспективную во всех отношениях, но незаслуженно забытую портовую зону Советской Гавани.

Получит ли эта идея продолжение – пока не известно, но то, что она вполне заслуживает дискуссии – бесспорно. И не исключена вероятность, что свою 82 годовщину Хабаровский край под руководством нового губернатора Сергея Фургала и ЛДПР встретит уже в «усеченном» состоянии. Но, в конце концов, ответственность за потерю перспективных территорий ляжет именно на новую хабаровскую власть, получившую полный контроль над регионом.

Ранее мы писали о том, что ЛДПР за два года получила полный контроль над Хабаровским краем. Представители партии получили ключевые посты практически во всех властных кабинетах. Примечательно, что все больше политических и бизнес-активов в регионе забирает семья губернатора Сергея Фургала – его старший брат Вячеслав Фургал возглавил бюджетный комитет в краевой думе, его зять Иван Пиляев, никому до выборов, прошедших в сентябре 2019 года, не известный, стал депутатом Госдумы России, заняв освободившееся после избрания Сергея Фургала губернатором, кресло.

http://наша-гавань.рф