«Поврежденный» Камчаткой

«Поврежденный» Камчаткой

23.01.2020 11:43:44 (GMT+12)

«Поврежденный» Камчаткой
Писатель Борис Агеев живет в Курске, но творческий путь начинал на Камчатке. Именно отсюда, а точнее – с острова Карагинского, что вблизи Камчатки в Тихом океане, ушла в журнал «Юность» первая рукопись писателя – повесть «Текущая вода». Она попала в руки редактора «Юности» Бориса Полевого, который тут же вызвал автора в Москву, принял, как самого дорого гостя, наговорил приятностей и в 1976 году напечатал повесть в сентябрьском номере своего журнала.

Таким образом, остров Карагинский стал колыбелью творчества Бориса Агеева. На острове он работал техником-смотрителем маяка. А до этого – матросом и мотористом на судах Камчатского морского пароходства. Остров стал его душевной лечебницей – именно так можно понять тогдашнее состояния начинающего писателя, опираясь на текст его первой повести, которая во многом автобиографична. Его герой лечит душу одиночеством на практически необитаемом острове. «…Невозможно ведь выдумать больше, чем предоставляет сама жизнь — сюжеты, случаи и образы, - признавался много позже Борис Агеев в одном из интервью (Тамара Кравец. «Городские известия-Курск». 31.07.2012 г.) - Почти все мои литературные труды в этом смысле автобиографичны.

Под «горячим» пером литератора должно случиться ожидаемое преображение действительности как художественного феномена, одновременно происходит и акт самопостижения».

«Акт самопостижения» на безлюдном, но огромном, как любая из европейских стран, острове Карагинском продолжался несколько лет. И остров, и сама Камчатка, оставили в душе и сердце писателя неизгладимый след. Он признавался одному из камчатских знакомых: «Больше половины мной написанного «географически» относится к Камчатке, а остальное имеет в той или иной мере следы «повреждения» Камчаткой» (Блог редактора и корректора Раисы Аркадьевны Пирагис).

«Повреждённым» Камчаткой он остаётся и до сих пор, хотя давно не бывал на своём полуострове юности, тем более на острове Карагинском. Но камчатская тема продолжает жить в его
произведениях.

Курский друг и коллега Бориса Агеева писатель Михаил Еськов рассказывает, что, живя на острове, Борис облюбовал на берегу океана потаённое место и срубил из плавника избушку. В ней и утолял душу творческим одиночеством, а глаза – океанскими просторами. Ведь человек, не уставая, может бесконечно долго смотреть на огонь и воду. Отсюда, наверное, и «Текущая вода». Она уходит сквозь пальцы, как время, поэтому надо хватать время, не теряя ни одного мгновения. И Борис Агеев, в конце концов, покидает свой любимый остров и на исходе 1976 года перебирается на более твёрдую сушу, в северный камчатский посёлок Оссору, который расположился как раз напротив его острова, на другом берегу пролива Литке. Борис Агеев прекрасно рисует, поэтому работает в Оссоре художником-оформителем. Позже переезжает южнее – в камчатское село Мильково, где также работает оформителем. Рисует и пишет. Пишет и рисует, полными горстями хватает камчатскую жизнь. Но остров Карагинский не даёт покоя. Его роман «Хорошая пристань» опять же посвящён ему и маяку. Роман получил Международную литературную премию им. И. А. Гончарова в номинации «Мастер литературного слова».

Для более глубокого познания литературного слова в 1987 году писатель уезжает в Москву учиться на Высших литературных курсах, куда его посылает Камчатская писательская организация Союза писателей СССР. В неё Борис Агеев вступил в 1984 году.

В 1989 году курсы закончены, и писатель поселяется на своей родине – в Курске. Теперь он – широко известный автор многих прозаических произведений, среди которых главные – всё-таки камчатские: повести «Текущая вода», «Третий», «Вокруг Горы, что льдом сверкает», роман «Хорошая пристань», рассказ «Кто в море не бывал» - и это только навскидку.

«Северная одиссея Бориса Агеева предполагает не только роман, посвященный годам пребывания автора на маяке острова Карагинский  в Беринговом море, но и тот пройденный писателем духовный и творческий путь, который начался там, на необитаемом острове Кароэкао (Карога), у кромки смыкающихся вод Берингова моря и Тихого океана», - написала известный литературовед Марина Маслова в эссе о прозе Бориса Агеева «Посреди океана родилась моя душа…». И далее она же: «Именно большая вода, как библейский символ колыбели всего живого на земле, стала источником вдохновения для художника… Большинство произведений Бориса Агеева связаны тематически с морем и автобиографически основаны на впечатлениях северного периода его жизни».  

Здесь надо сказать, что именно Марина Маслова вернула прозу Бориса Агеева, уже накрепко осевшего в соловьином краю, нашедшего другого читателя, прежнему камчатскому читателю. Её эссе «Посреди океана родилась моя душа…» привлекло моё внимание, как составителя и редактора ежегодника «Камчатка», и я поставил его вместе с рассказом Бориса Агеева «Карагинские одиссеи (Кто в море не бывал)» в сборник за 2015 год. И оказалось, что писателя на Камчатке не забыли и, мало того, соскучились. После выхода в свет той «Камчатки» мне были звонки с благодарностями от жителей полуострова. Я отсылал их на сайт «Российский писатель», где Борис Петрович много тогда публиковался, и люди затем с восторгом отзывались о том, как он вырос, поднялся в масштабах, восхищались его русскостью и откровенной прямолинейностью и тем, что «Камчатку-то он не забыл».

Камчатку Борис Агеев не забыл, ведь он, как мы помним, «повреждён» ею. И мы, камчатцы и камчадалы, не забыли его. Вот и о 70-летии одного из любимых своих писателей не забыли и поздравляем Бориса Петровича с этим славным юбилеем, желаем ему здоровья, бодрости духа и мудрости души, родившейся у нас «посреди океана», и, конечно, как активному писателю, желаем новых сюжетов и их воплощения в книгах.

Это здорово, что существует перекличка между людьми, «повреждёнными» тем или иным уголком земли нашей, историей нашей, да и окружающими людьми, нашими героями. Будем продолжать дружить. И поддерживать друг друга.

Удачи тебе, Борис! Привет Кочановке и Курску!

Александр СМЫШЛЯЕВ.